ГОДОВЩИНА PROZORRO

К годовщине ProZorro: история и влияние реформы. #VoxUkraine

Примечание редакции. Чего достигла реформа публичных закупок и какие результаты года работы ProZorro — в аналитическом материале нашего партнера VoxUkraine.

1 апреля 2017 ProZorro праздновала годовщину со своего старта. Центр совершенствования закупок Киевской школы экономики оценил влияние реформы на систему публичных закупок.

годовщина ProZorro

Во всем мире государственные закупки составляют от 8% до 21% ВВП. Государственные закупки — это мощный инструмент влияния на рынок как со стороны производства, так и со стороны потребления. Эффективное функционирование этого сектора — необходимое условие формирования устойчивой и эффективной экономической системы в целом. Полная версия отчета за ссылкой .

Краткая история развития системы государственных / общественных закупок Украины:

1994 — первые положения и правила, регулирующие государственные закупки. Разработан в ходе переговоров о приобретении членства в ВТО.

2000 — положения и правила объединены в закон (Закон №1490-III от 22 февраля 2000 года). Утратил силу в 2008 году

2010 — Закон «О государственных закупках» (Закон №2289-VI от 1 июня 2010 года)

2014 — Парламент принял новый Закон «О государственных закупках» (Закон №1197-VII от 10 апреля 2014)

2015, февраль — пилот электронной системы ProZorro

2015, декабрь — одобрение ЗУ «О публичных закупках»

2016, апрель — первый этап перехода на е-систему ProZorro (центральные органы государственной власти и природные государственные монополии)

2016, август — второй этап перехода на е-систему ProZorro (все остальные заказчики по определению Закона).

Период исследования: публичные закупки по предыдущей и новой (ProZorro) системой в течение 2015-2016 годов

Реформа публичных закупок в Украине началась в феврале 2015 году с пилотного проекта и в два этапа (с 1 апреля и с 1 августа 2016 года) приобрела законный статус за вступления в силу Закона Украины «О публичных закупках» , который и определяет необходимость использования электронной системы закупок ProZorro . По состоянию на начало 2017 года система охватывает закупочный процесс восьми типов закупок , описанных в законе, обязывает отражать все закупки свыше 50 тыс. Грн, и приказе ГП «Внешторгиздат Украины» — пока «ДП ProZorro». Электронная система соединяет главный портал с сетью частных торговых площадок. Данные, полученные в процессе взаимодействия с системой, сохраняются в центральной базе данных, являются общедоступными и используются для осуществления мониторинга.

Но принятие закона и переход к ProZorro не являются единственными результатами реформы.

годовщина ProZorro

Доля государственных закупок в ВВП по странам. Источник: Статистика OECD (2013) и собственные расчеты (2013)

Инфраструктурные и институциональные изменения

Реформа сделала сферу публичных закупок более заметной для широкой публики, открытость системы повысила уровень осведомленности граждан о сфере публичных закупок и доступа к результатам торгов.
Реформа объединила всех заказчиков, участников и коллегия по рассмотрению жалоб Антимонопольного комитета в единой электронной системе, которая покрывает все типы процедур и все этапы, указанные Законом о публичных закупках. Украинская электронная система, в отличие от систем стран ЕС, является комплексной и включает все этапы процедуры закупок в одной системе. Это облегчает процесс мониторинга и уменьшает административные расходы по обслуживанию закупки.
Украина как член Соглашения ВТО о государственных закупках (GPA подписано 18 мая 2016) стала еще более открытой для иностранных участников и получила доступ к закупкам за рубежом.
Электронная система упростила доступ к торгам для участников, в частности МСП, снизила уровень расходов на администрирование как самой системы со стороны государства, так и расходов на администрирование процесса со стороны закупщиков и участников и в целом ускорила процесс закупок.
Мониторинг процесса закупок, который охватывает электронная система (публичный и профессиональный модуль аналитики на базе QlikView), стал более простым и доступным.
В рамках реформы произошла децентрализация торговых площадок: по состоянию на конец марта 2017 работают 15 аккредитованных частных торговых площадок (для всех закупок) вместо одного государственного. Коммерциализация этого сегмента добавила конкуренции между площадками и, как это ожидалось создателями, должен обеспечить постоянное совершенствование услуг.
Использование стандарта открытых данных в процессе закупок обеспечило доступность информации, таким образом положительно влияя на уровень восприятия прозрачности власти. Доступность данных уменьшает асимметрию информации и дает равные возможности для участия в публичных тендерах.
Реформа подтолкнула изменения и в прилегающих к публичных закупках сферах (начало разработки положения о мониторинге закупок, внедрение электронных государственных услуг на основе Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно доступа к публичной информации в форме открытых данных» и т.п.), внедрение прозрачных механизмов продажи государственного имущества через систему «Прозорро. Продажи »)

количественные сдвиги

По сравнению с 2015 годом, в 2016 году совокупный объем государственных закупок, рассчитанный как суммарная стоимость заключенных договоров, вырос на 35% до 263 350 000 000 грн или в долларовом эквиваленте на 17% до 10400000000 долл. США (процентное сравнения по сумме в долларах, чтобы выделить влияние изменения курса валют). Рост произошел в основном за счет допороговых закупок (закупки выше 50 тыс грн стали обязательными к отражению в системе) — количество сделок выросло более чем в четыре раза.
годовщина ProZorro

Сравнение объема и количества заключенных договоров

Открытый и упрощенный доступ к системе увеличил количество участников и поставщиков — количество уникальных поставщиков выросла втрое (до 33,7 тыс.), Уменьшая количество договоров, приходящихся на одного поставщика, и таким образом ослабляя уровень его монопольной власти и связь с заказчиком .
В структуре поставщиков доля ФОТ существенно возросла (с 24% до 42%). Количество заказчиков увеличилось на 53% — до 20 000. Частично это связано с необходимостью отражения допороговых закупок и введением электронной системы.
годовщина ProZorro

Сравнение структуры и количества поставщиков. Источник: Рассчитано на основе данных ProZorro и данных предыдущей системы закупок

По гипотезе открытые данные уменьшают вероятность сговора и мошенничества (за счет публичного контроля и конкуренции), имеющий ослабить уровень монопольной власти поставщиков. По результатам проведенного анализа, тенденция закупать все только от одного поставщика уменьшилась — в 2016 году количество заказчиков, которые заключали договоры только с одним поставщиком (для всех закупок за год), снизилась — до 5% по сравнению с 11% в 2015 году, а средняя стоимость таких закупок снизилась на 70%.
годовщина ProZorro

Сравнение количества заказчиков, заключали договоры с одним поставщиком

Очерченный выше позволяет утверждать, что положительные сдвиги есть. Реформа увеличила осведомленность, упростила и ускорила как закупочный процесс, так и его мониторинг, объединила всех участников в рамках одной системы, предоставила доступ к зарубежным закупок (GPA). Рынок публичных закупок увеличился по объему и количеству проведенных закупок, количество участников (заказчиков и поставщиков) возросла.

Но наряду с этим существует много проблем и вопросов, над которыми еще надо работать: использование неценовых критериев оценки (сейчас большинство закупок осуществляется только по ценовому критерию, а заключены договоры имеют тип fix-price), применение финансовых инструментов (использование опционов, фьючерсов , свопов, погодных деривативов для долгосрочных контрактов или на волатильных рынках), оценка и предупреждение рыночных и нерыночных рисков (искажающих результаты закупок путем заключения дополнительных соглашений), дальнейшая интеграция с доступным источниками открытых данных (для упрощения оценки контрагентов) и др. Учитывая большую команду МЭРТ, ГП Прозорро, Transparency International Ukraine, Киевской школы экономики, которые работают над усовершенствованием существующей системы и повышением компетенции всех участников закупочного процесса, надеемся на лучшее и новые изменения в следующей годовщины ProZorro.