История счастливых детей: BroBots

На правах бессовестной — и совершенно бесплатной – социальной рекламы дружественного проекта.

— Вот у нас в детстве были кружки, — вспоминают некоторые. — Авиамоделирование, электроника, радиотехника… А сейчас дети только по подворотням мёртвыми крысами играют! Такую страну…

На самом деле нет.

Нет — потому что кружки есть. В количестве и ассортименте — просто теперь нужно их немного поискать и оплатить труд преподавателя. Но они есть. И не в меньшем, а то и в большем, ассортименте. И с актуальными, интересными специальностями. Например, программированием. Или робототехникой. То есть теми самыми специальностями, которые позволят детям подготовиться к новому — уже идущему — этапу технологической революции. А это, кстати, стратегическая задача. В наши дни учить детей программировать ровно столь же важно, сколь в неолите было учить их охотиться: это гарантирует неплохие перспективы и очень расширяет горизонт возможностей.

У Филиппа Духлия в детстве тоже были кружки. И станция юных техников. И в какой-то момент он решил, что нынешние дети ничем не хуже. Некоторой проблемой оказалось то, что жил Филипп не в Киеве, а в небольших Броварах, и в этом конкретном городе студий технической направленности практически не было. Пришлось воспитывать.

Результатом стал социальный проект — BroBots IT Hub. За полгода с весны по осень 2016 года Филиппу и сооснователю студии Александре Дударь удалось, привлекая спонсорскую помощь и краудфандинг, заполучить для своего проекта openspace на 80 квадратных метров и небольшую мастерскую. А также сделать там современный ремонт, оборудовать мебелью, материалами, компьютерами и комплектующими, включая необходимый для занятий лазерный станок. В октябре 2016-го кружок уже принимал первых гостей. Стоимость занятия поставили символическую — 50 грн. Сработало, люди пошли.

Изначально планировалось, что основной специализацией студии будет робототехника на базе платформы Arduino. Кто не знает — это такая несложная платформа с открытым кодом для создания электронных устройств. Ровно то, что нужно на начальном этапе. Однако очень быстро стало понятно — народу подавай программирование, да побольше. В результате список дисциплин начал разрастаться с пугающей скоростью — всё большей проблемой стало искать преподавателей.

1 апреля проекту BroBots исполнился ровно год. За это время преподаватели хаба разработали и прочли для 110 слушателей 13 своих авторских курсов. Среди них — Java, Scratch, HTML, отдельный курс по гейм-дизайну и, естественно, робототехника. Группы на 5-12 человек разбиты по возрастным категориям: оказалось, что многое интересно не только детям. На весенних каникулах функционировал полноценный IT-camp, где дети за 5 дней успели освоить сразу два курса. К тому же, в стенах BroBots периодически проходят открытые лекции и презентации: фриланс, программирование, альтернативное обучение.

Основатели хаба постоянно делают акцент на том, что проект социальный. Потому что дети из семей со сложным финансовым положением тут учатся бесплатно, остальные, по сути, платят только за работу преподавателей. Все остальные затраты ребята покрывают самостоятельно или ищут спонсоров, лишь бы сделать знания доступными максимальному количеству людей. Именно из-за доступности и качества знаний в студию приезжают учиться дети из Киева и других городов Украины. В планах BroBots на будущее — открыть курсы компьютерной грамотности для пожилых людей, запустить онлайн-ресурс и школу гражданского образования для подростков. Вообще планируют разрастаться — ровно настолько, насколько хватит сил и специалистов.

Зачем мы об этом пишем? Не только для того, чтобы помочь организаторам и привлечь внимание к их проекту: он, в конце концов, хоть и интересный, но региональный.

Просто хотим обратить ваше внимание на то, что в Украине можно и нужно делать проекты «на вырост». Проекты для детей и подростков — и речь не только о спортивных секциях, но и о научных, образовательных, технических кружках. Практика BroBots-ов показала, что есть не только желающие записать своих детей учиться в таких местах — не так и сложно найти бизнес, готовый помогать. Даже в небольшом городе.

Именно такие проекты с легкой степенью гиканутости, как BroBots или тот же Prometheus, вселяют в автора оптимизм. Будущее точно не за Марфами Ивановнами, готовящими детей к ЗНО, которое сами они не могут сдать, по учебникам, из которых наспех повычёркивали ссылки на Маркса. Будущее за проектами, куда дети — да и взрослые, куда деваться — сами рады приходить, чтобы подготовить себя к новым вызовам. И не в рамках программ Министерства образования, а в рамках свободного выбора самих маленьких людей и их родителей.

Разумеется, мы не призываем отменить школу.

Просто рады, что у нас вновь есть чем её дополнить.