Как критиковать детей: советы родителям

Дети неизбежно совершают ошибки. И часто первой реакцией взрослых является недовольство или возмущение по поводу их поведения. Но если родители научатся держать себя в руках и проявят конструктивность в подходе к проблеме и ее решение, они смогут не только эффективно работать с ошибками и неудачами детей, но и сохранить благоприятную эмоциональную атмосферу в отношениях с ними. Чтобы добиться этого, предлагаем воспользоваться следующими советами.

Пять советов о том, как правильно критиковать детей

  • Совет № 1. Если вы разочарованы поведением или успеваемостью своего ребенка, не волнуйтесь, не нервничайте, а подойдите к проблеме конструктивно.

Во-первых, предложите ребенку самостоятельно оценить то, что она сделала, с помощью вопросов типа «Ты доволен тем, как ты это сделал?», «Ты доволен тем, что у тебя получилось?» И «Хотел бы ты что-нибудь улучшить или сделать по-другому в следующий раз? ».

Такие наводящие вопросы помогают ребенку развить навыки самостоятельной оценки результатов своей деятельности, а также дают простор для изобретательности и конструктивной фантазии о том, как можно достичь лучших результатов.

Спрашивайте у детей, почему они ведут себя или делают что-то именно так, а не иначе, а также о том, что они поняли в своем поведении, какие выводы сделали. Спросите, возможно, они в чем испытывают потребность для достижения своих целей — в том, чего лишены в настоящее время. Возможно, они нуждаются в помощи взрослых, чтобы лучше справляться со школьными домашними заданиями , или в том, чтобы составить план, как меньше смотреть телевизор или сидеть перед компьютером.

  • Совет № 2. Дайте ребенку понять, что вы рассматриваете ее неудачу как частный случай, а не как негативную закономерность.

Если ребенок разочарована в своих возможностях, посочувствуйте ей ( «Ты слишком проникаешься за этого»), а затем помогите выработать стратегию того, как иначе сделать в следующий раз.

Постарайтесь привлечь ребенка к тому, что мы привыкли называть «разбора полетов», когда собираются и анализируются все имеющиеся данные, чтобы выяснить, что произошло и как предотвратить повторение нежелательной ситуации.

Собственно, анализ ошибок является способом их здорового принятия с целью исправления и дальнейшего роста. Исключите из обсуждения интонации вроде: «Говорю тебе, делай так, а не иначе» — ребенку такую ​​форму наставничества принять трудно.

Иногда так и хочется сказать что-то вроде: «Я тебе уже тысячу раз говорила собирать свой школьный рюкзак вечером, не оставлять это на утро, когда все спешат и опаздывают». Но это не самый лучший вариант решения этой проблемы.

Лучше напомнить ребенку о тех случаях, когда у нее все получалось хорошо: «Вчера ты хорошо справился со своей домашней работой. Вспомни, что тебе тогда помогло с того, что сегодня ты не использовал? ».

Объясните детям, что, для того чтобы достичь своей цели в следующий раз, надо хорошо понять, какие именно усилия эффективны, а какие, наоборот, бесполезно отнимают время и энергию.

  • Совет № 3. Никогда не позволяйте себе гневаться, когда дети делают ошибки, или делать вид, что теперь вы их меньше любите. Ошибки — это просто ошибки, поэтому при работе с ними, не нужно ограничивать свою любовь.
  • Совет № 4. Примите тот факт, что иногда вполне достаточно посредственного результата, поэтому не донимают ребенка своим перфекционизмом.
  • Совет №5. Сопереживайте детям, когда они делают ошибки. Спросите у них, как они себя чувствуют, подбодрите, а затем вернитесь к исправлению ошибок.Например: «Не расстраивайся, все нормально, это можно исправить».

Не надо снова и снова жаловаться на то, как все плохо получилось, — переключите внимание на положительные стороны или хотя бы на то, что это уже не имеет большого значения.Например: «Первая попытка, сынок (дочка), часто бывает неудачной. Не расстраивайся ».

Помните, что когда вы критикуете детей (например, «Я глубоко разочарована твоей поведением»), вы занижаете их самооценку , становитесь причиной появления плохого настроения, подавляете энтузиазм и вынуждаете их рассматривать один (всего лишь) отрицательный эпизод как часть закономерности, которая свидетельствует о том, что с ними не все в порядке.

В то же время если вы направите свою критику не в личность ребенка, а на исполняемый ней процесс (например, «Подумай, как сделать это лучше»), то ребенку будет легче понять, в чем именно она ошиблась, как это исправить, и даже вдохновите ее на лучшие результаты, которые, как показывают исследования, является прямым следствием такого подхода.

Кроме того, не забывайте, что в некоторых ситуациях вы можете сделать акцент не на критике за неправильно совершенные действия, а на благодарности и поощрении за правильные.Просто улыбнитесь и потиштеся, когда ребенок порадует вас высокими достижениями, или предложите ей другое вознаграждение.

Что же, теперь, после прочтения статьи, вы понимаете, что все эти пять советов совсем не учат критиковать детей — это просто конструктивные способы реагировать, когда вы чувствуете желание покритиковать и что-то исправить в их поведении.

Если вы сталкиваетесь с трудностями в поведении вашего ребенка, почитайте нашу статью«Дисциплина: система использования жетонов».