Как научить ребенка писать?

Умением писать владеет каждый взрослый человек. После многих лет практики этот навык становится автоматической, каждый из нас может писать с закрытыми глазами. Но вспомним, какими тяжелыми были первые шаги письма и каким непростым был процесс приобретения этого мастерства.

Как помочь ребенку овладеть искусством письма? Какие навыки развивать, чтобы ребенок был готов к обучению писать в школе? Что сделать, чтобы это было приятным времяпрепровождением, а не скучным и тяжелым долгом?

Построение мотивации

Дети охотно делают то, что им нравится и что доставляет им удовольствие, поэтому все задачи, которые мы предлагаем ребенку с целью научить его писать (или читать), должны иметь форму игры. Введение в распорядок дня необходимости заниматься письмом в качестве трудоемких обязанностей приводит к тому, что обучение у ребенка начинает ассоциироваться с принуждением, а не с удовольствием, что негативно отражается на ее отношении вообще к учебе и школе.

Дети также очень любят такие виды деятельности, которыми могут заниматься вместе со своими родителями, поэтому взрослые обязательно должны выполнять предложенные задания вместе с малышами.

Дети с удовольствием учатся того, что может быть полезным для чего-то «крутого» и «классного». Итак, стоит показать им все преимущества, которые они смогут получить для себя, приобретя нового навыка. В противном случае дети не смогут самостоятельно понять, что положительного даст им владение техникой письма. Между тем большое удовольствие им доставляет возможность самостоятельно подписать рисунок для любимой бабушки, игрушку своим именем, чтобы ее было легче отличить от тех, что принадлежат другим малышам.Письмо также может пригодиться для того, чтобы написать маме список из любимыми лакомствами, записку с просьбой пойти в кино, а также первое в жизни сообщение или электронное письмо.

Что еще можно сделать, чтобы обучение письму доставляло удовольствие?

Умелые руки

Чтобы что-то написать, нужны умелые руки. Их ловкость и мастерство должны приобретаться как за счет развития крупной моторики — чтобы уменьшить сопротивление кистей усталости, так и в части мелкой моторики, повышая при этом точность движений. В связи с этим начать формирование «основ обучения письму» можно даже на футбольном поле или детской площадке. Скалолазание, езда на велосипеде, боксирование с папой, ломка палок, игра с мячом, засыпка песка в ковшик и пересыпки его в емкости, построение и укрепление замков из песка — все это прекрасно укрепляет детские ручки.

Мелкие движения и их точность (мелкую моторику) прекрасно тренируют различные виды изобразительного искусства, строительство из маленьких кубиков и раскрашивание картинок, когда ребенок всячески пытается не выйти за линию рисунка. Чтобы развлечение было общей, родители могут сами изготовить для ребенка раскраски , рисуя, например, черным фломастером определенные рисунки на заказ своих детей — вы не успеете оглянуться, как совершенно овладеете мастерство рисования принцессы или балерины с собачкой.

Маленькие пальчики хорошо тренируются с помощью аппликации: ребенок заполняет нарисован контур, приклеивая вырезанные кусочки цветной бумаги. Полезной гимнастикой для рук является лепки — из глины, пластилина, обычного и соленого теста — есть из чего выбирать. Все эти виды пластической массы можно раскатать, нарезать, сделать шарики, полоски, помять их пальчиками. Чем больше веселья и забав, тем больше возможностей поупражняться и улучшить ловкость и подготовленность маленьких ручек. Вдохновение можно искать и на кухне — например, многие точности требует процесс «рисования» изображения зернами риса (и другими крупами), семенами, маком и т.д., приклеивая зернышка до полотна или бумаги.

Слаженная работа рук и глаз

Чтобы что-то написать, руки должны идеально взаимодействовать с глазами, которые будут постоянно корректировать движение кисти и, соответственно, форму буквы, которая пишется в данный момент. Как развивать у детей так называемую зрительно-двигательную координацию? Опять же, начинаем с веселых развлечений на свежем воздухе и дома, при этом делая то, что, казалось бы, совершенно не связано с письмом. В этом плане чрезвычайно эффективными упражнениями являются всевозможные забавы с мячом, ведь его бросания и попытки поймать требуют совместной работы рук, которые ловят мяч, и глаз, которые отслеживают его движение.

Есть и другие развлечения, требующие отслеживания движения предмета, например, бадминтон, игры с «летающей тарелкой», игры с мыльными пузырями. А если речь идет о более точные движения, то можно, например, построить как можно более высокую и при этом устойчивую башню из деревянных кубиков (кто победит: мама или ребенок?). Можно также включить такое увлекательное занятие, как ведение пальчиком или палочкой шарики через лабиринт.

Знакомство с буквами

знакомство с буквами и запоминания их форм — это одно из самых сложных задач. Что надо сделать, чтобы оно стало интересной общей приключением? Прежде всего, следует помнить, что буквы можно писать не только на бумаге, но и на песке, на поверхности, посыпанной мукой (манной крупой), или на бумаге пальчиком, смоченным в краске. Кроме того, буквы можно вылепить из соленого теста и сделать из них надпись — например, имя ребенка, чтобы повесить его на стену в ее комнате. «Вкусной» идеей является приготовление песочного печенья в форме букв или украшение бутербродов надписями кетчупом или вареньем.

Также обучению / играм с буквами можно посвятить немного больше времени и организовать дни букв, в которых примет участие вся семья. В «буквенный день» утром, например, семья может вместе нарисовать смешные плакаты с соответствующей буквой, а потом приготовить блюда из продуктов, название которых (или название целой блюда) начинается на эту букву.Можно и привычным повседневным блюдам дать необычные творческие названия, например, хлопья с молоком можно назвать «сладкий завтрак» ( «с»), «белое буйство» ( «б»), «молочная мечта» ( «м») и др. Можно играть в игры, названия которых начинаются на нужную букву, носить одежду цвета, начинается на букву дня, или посещать места, названия которых начинаются на эту букву.

Например, в день буквы «С», допустим, в среду, семья носит синие кстати, идет на спектакль (детский), ест любимые салаты, а на десерт лакомится тортом «Соната». Для ребенка важно то, что вся семья участвует в этой игре, следовательно, благодаря этому малыш будет трактовать изучения букв не как скучную обязанность, а как увлекательное развлечение.

Если для вас буквенные дни слишком тяжелые для реализации, можно читать детям или создавать с ними стихи или рассказы, в которых большинство слов будет начинаться на одинаковую букву, например

заискрилась, закружилась,
Захурделилася зима.
Замороженная, пыльная
Задремала, заснула земля.

Когда ребенок уже знает формы букв, очередная ступенька ее посвящение в мир письма — это умение различать буквы, очень похожи одна на другую. Однако умение различать мелкие детали можно практиковать еще задолго до начала обучения письму. Отлично зарекомендовали себя задачу типа «найди отличия», а также задачи, в которых из ряда похожих форм, а затем и букв необходимо вычеркнуть одинаковые, например

Г П П Г Г Г П Г П Г П Г П Г Г П П Б В В Б Б В Б В В В Б Б Б В Б В Б В Б Б

Раскладываем и составляем

Здесь нужно приобрести умение разложить целое на составляющие. С помощью зрения мы делим слово на буквы и из букв составляем новое. С помощью слуха мы делим слово на звуки. Каким образом можно способствовать развитию зрительного и слухового анализа и синтеза?

Если речь идет о слуховой анализ, то предлагается, например, поиграть в слова (аналог игры в города) — родители говорят слово, а ребенок должен назвать другое слово, начинающееся на букву, на которую заканчивается слово, произнесенное родителями. Можно также использовать загадки: с букв отгадана ребенком слова надо сформировать новое (или похожее по звучанию) и загадать родителям новую загадку. Можно поиграть в игру «похожи слова» — родители называют пару слов, которые похожи по звучанию, но отличаются одной буквой, например, «кот — кит», «возраст — счет», «год — сок», ребенок должен сказать, разница между словами или нет, и в чем она заключается.

На развитие зрительного анализа и синтеза эффективно влияют пазлы. Интересно, когда они изготовлены родителями самостоятельно, например, из листовок, изображающие места, которые посещали дети во время каникул. Большую радость и удовольствие малышам приносят пазлы, выполнены по их заказу, а также предметов из фотографий с изображением семьи. Умение разделить картинку на части и снова сложить ее хорошо формируется с помощью построения какого-то сооружения согласно иллюстрированной инструкцией (всевозможные конструкторы).

Первые попытки писать

первые попытки ребенка написать что-нибудь нуждаются в поддержке родителей. Дети ждут помощи при припоминании формы букв, подсказки, буквы следует написать в качестве следующей в данном слове. Ребенок также может получить огромное удовольствие, когда вы вместе наблюдать, как у нее получаются ровные и красивые буквы.

При написании первых не слишком удачных букв ребенок нуждается в похвале, которая подбадривает и поощряет. В первую очередь родители должны ценить усилия ребенка, а не результаты ее работы. Важно сохранять первые письменные тексты малыша, чтобы время от времени сравнивать их с уже сегодняшними «образцами почерка». Такие сравнения очень хорошо наглядно показывают ребенку, что его усилия дают ощутимые результаты.