Как научить ребенка проигрывать

А зачем? — Спросят многие родители. Ведь всем хочется воспитать победителей. Лидерские качества — это, конечно, хорошо, но и хорошим лидером не стать без умения достойно проигрывать. Как убедить ребенка, что проигрывать — не стыдно? Как научить держать зла на победителя? Чем мотивировать на самосовершенствование после поражения?

Научите выигрывать в себя самого . Сделать, как другие — хорошо, сделать лучше других — замечательно, а сделать так, как сам от себя не ожидал — это дает истинное наслаждение. Попробуйте объяснить ребенку, что лучшим конкурентом есть ты вчерашний. Ребенок и сам постигнет это, когда в конце сумеет сделать то, чего раньше не умела. Даже само слово «победа» означает «пере-мочь», то есть выйти за пределы возможного, за рамки того, что мог раньше.

Акцентируйте на сладости от процесса . Хорошая игра стоит больше, чем легкая победа. То в спорте, то в интеллектуальных играх, или в отношениях — везде надо оставаться честным и получать удовольствие от того, что происходит здесь и сейчас. Разве так уж важно, кто первым доплыл до берега, если плавать — это чистое наслаждение? И какая разница, кто выиграл в математической викторине, если это было весело и интересно? А победа — это лишь дополнительный бонус.
Позволяйте проигрывать . Часто мы поддаемся детям, когда играем с ними. Конечно, можно приблизиться к уровню ребенка, но исключительно для того, чтобы ей было интересно соревноваться с вами. Если время от времени малыш будет проигрывать в вас, это только добавит ему уверенности, что ничего страшного в поражении нет — за ней следуют новые победы.
Научите приветствовать победителя . Поговорите с ребенком о том, что победитель заслуживает уважения и восхищения, и на него не стоит обижаться или сердиться.
Хвалите за достижения . Ребенку очень важно слышать поощрения от вас — независимо от результатов, которые она показывает. Ну не выиграл в школьном конкурсе новогодней открытки — но как хорошо научился делать елочные украшения из блесток! Хвалите ребенка за малейшие достижения, тогда она не будет зависеть от результатов соревнований, которые могут быть и необъективными, а также нечестными.
Нормально воспринимайте негативные эмоции от поражения . Есть дети, которые, несмотря на все, очень болезненно воспринимают поражение. Это нормально, дайте малышу выразить свои эмоции. Если негативные впечатления очень сильные, предложите ребенку покричать во все горло, побить подушку, и тому подобное.
Обсуждайте поражение . Не стоит утешать малыша «и ничего страшного», «и не переживай». Если ребенок расстроен, то победа была для нее действительно важно. Лучше поговорите, почему, по мнению малыша, он проиграл, какие уроки из поражения можно вынести, что сделать, чтобы в следующий раз показать лучший результат. Настройте ребенка на конструктив.
Упор на полученном опыте . Объясните ребенку, что любой опыт сам по себе очень ценный — неважно, каковы его последствия. В соревновании ребенок учится многих вещей — выдержки, силы воли, толерантности, а также оттачивает свои умения, получает опыт, как действовать в стрессовых ситуациях.
Желание во что бы одержать победу создает дополнительную нагрузку на и без того незрелую детскую психику. Одна из первоочередных задач взрослых — объяснить ребенку, что конкуренция конкуренцией, а совершенствование своих умений, развитие своих талантов зависит от себя самого, от собственного стремления стать лучшим, чем был, научиться того, чего еще вчера не умел. Если ребенок постигнет это, она будет радоваться от достижений, а поражения воспринимать как повод для самосовершенствования.