Каждого ребенка можно научить правилам

Продолжаем знакомить вас с книгой Аннете Каст-Цан «Каждого ребенка можно научить правилам». Сегодня 5 глава и практические советы.

***
ГЛАВА 5. ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ
= Дарите внимание ребенку. Особенно при хорошем поведении.
Откуда вашему ребенку знать, что вы его любите? Что он вам нравится? Что вы ему доверяете? Что он вам нужен? Для него это «само собой разумеющееся» жизненно необходимо. Вы уверены, что достаточно ясно можете это до него донести? Детям нужно подтверждение – и не время от времени, а постоянно. У вас есть множество вариантов для оказания позитивного внимания.

= Принимайте ребенка таким, как он есть
Вы можете делать ошибки. Ваш ребенок – тоже. Если он себя плохо ведет, вы можете отвергать его поведение и принимать меры. Но следите за тем, чтобы ребенок тем не менее чувствовал себя любимым и не отвергнутым как личность.

Несколько примеров:
1)
Карло, 5 лет, нормально играл с сестрой ровно 10 минут. Вдруг вырывает у нее из рук машинку и толкает девочку со всей силы на пол.
Осудить:
Мама хватает Карло за плечо и говорит: «Ты плохой мальчик! Снова толкнул свою сестренку, я совсем не могу на тебя положиться»
Принять:
Мама забирает у Карло машинку и говорит: «Ты нехорошо поступил. И ты это знаешь. До этого вы так замечательно вместе играли. Мы попробуем еще раз.»

2)
Луиза, 8 лет, была поймана в супермаркете. Он хотела стащить игрушку. Дома она осознала вину, плачет и упрекает сама себя.
Осудить:
Отец возвращается домой и говорит: «Никогда не думал, что моя дочь окажется воровкой! Кто знает, на что ты еще способна!»
Принять:
Отец говорит: «То, что ты украла, я не могу понять и принять. Мы должны вместе подумать, что за наказание ты понесешь. Но от этого ты не стала плохим человеком. Я верю, что эта ошибка тебя многому научит».

3)
Бенно, 7 лет, сделал в диктанте 10 ошибок. Он отказывался дома готовиться к нему.
Осудить:
Мама говорит: «Ну что я говорила?! Такой лентяй как ты, может даже и не удивляться плохим отметкам»
Принять:
Мама говорит: «Мне очень жаль, что ты сделал столько ошибок. Я уверена, что ты можешь гораздо лучше писать. В следующий раз мы можем заранее начать готовиться».

= Подбадривать
Подбадривайте ребенка, покажите, что верите в его способности
Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для родителей это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаем уверенность в себе.

Некоторые повседневные примеры для наглядности:
* Ларс, почти 2 года, сидит на ковре и пробует, очень сконцентрировано, одеть тапочки. Наконец ему это удается. Только левый и правый башмаки поменяны местами. Получились «утиные лапки». Гордо вышагивает он к маме.
Что может сделать мама в этой ситуации? Есть две возможности:

Лишить мужества:
Мама сразу же снимает ему тапки и говорит: «Ты неправильно их одел, котик!»
Вселить уверенность:
Мама оставляет тапки как есть и говорит: «Я так рада, что ты сам смог одеть тапочки! Теперь ты и это уже можешь! Попробуй их поменять местами, станет удобнее»

* Кристина, 3 года, с мамой на игровой площадке. В первый раз она отважилась полезть на высокую лесенку.
Лишить мужества:
Мама снимает ее оттуда и говорит: «Ты еще слишком маленькая. Тебе еще рано туда лезть. Это слишком опасно»
Вселить уверенность:
Мама встает так, что сможет поймать дочку в случае чего. И ничего не говорит. Когда Кристина оказывается наверху мама говорит: «Молодчина! Ты забралась на самый верх! Теперь ты можешь самостоятельно спуститься. Я уверена, у тебя получится!»

* Кристиан, 5 лет, достал из кладовки веник и разметает крошки по полу в разные стороны.
Лишить мужества:
Мама забирает веник у него из рук и говорит: «Так веник не держат. Это неправильно. Кроме того ты только развозишь грязь по всей кухне!»
Вселить уверенность:
Мама гладит его по голове, смотрит на него и говорит: «Я так рада, что ты мне помогаешь убираться. Что бы я без тебя делала?!»

* Андреа, 6 лет, недавно пошла в школу. С огромным старанием она написала папе записку: «ПаПА я тиба люплю»
Лишить мужества:
Папа говорит: «О, ты мне написала письмо! Но пока тут так много ошибок» Он берет карандаш и исправляет их.
Вселить уверенность:
Папа читает записку, смотрит растроганно и говорит: «Ты мне сегодня в первый раз написала настоящее письмо. Я очень очень рад! Я сохраню его навсегда!» Целует дочку и говорит: «Я тоже тебя люблю».

Бессчетное количество примеров можно привести. Но все лишающие мужества примеры имеют одно общее свойство: Родители подчеркивают ошибку ребенка. Добрая воля и достигнутое не поощряются и даже не удостаиваются внимания.

Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет.

= Хвалите ребенка
«Здорово! Ну какой же ты молодец!» «Ты отличную картинку нарисовала!» «Такой трудный диктант – и почти все правильно! Я очень горжусь тобой!» «Ты такую большую башенку построил! Класс!» «Ты целый час играл со своими кубиками. Я очень рада, что ты так долго можешь играть сам с собой!» «Просто супер, как ты на коньках уже катаешься! Я так никогда не смогу!» «Вот так сюрприз, ты сам оделся!» «Ты уже и стол накрыл?! Просто здорово, что ты нас так балуешь!»
Каждому ребенку необходима такая оценка его деятельности, почти как воздух. Нужно, чтобы он слышал подобные фразы как можно чаще, чтобы он мог быть довольным собой. Родительские слова как эхо, своего рода «внутренний голос» остающийся с ним на всю долгую жизнь. Ту самоуверенность и похвалу, которую он получит от вас, ему больше негде будет взять. Вы сейчас кладете кирпич в основание здоровой самооценки. Это очень важно, так как мы, взрослые, знаем из собственного опыта: обычно в жизни приходится обходиться без похвал и одобрения от других.

Кстати, хвалить тоже нужно уметь. Ваши слова будут иметь особое действие при соблюдении следующих условий:

1|| Говорите конкретно, что вам понравилось
«Ты очень хорошо убрался в своей комнате. Даже на письменном столе и полках!» «Хорошая картина получилась, ты отлично выбрала краски. Особенно мне нравится небо». «Ты так красиво накрыла на стол, даже с салфетками и свечами! Очень уютно смотрится». Чем точнее вы скажете, что именно вам понравилось, тем лучше. Ребенок почувствует, что вы действительно внимательно относитесь к его хорошему поведению. Это звучит гораздо правдоподобней, чем «Это здорово!» или «Отлично получилось, молодец!»
Смотрите очень внимательно прежде высказаться. Таким образом можно даже из не особо радующего события выискать позитивное зернышко:
«Этот ряд у тебя особенно хорошо и аккуратно вышел!» — так можно похвалить школьника, сделавшего домашнее задание по русскому языку и из которого один лишь ряд удался.
Если ваш ребенок дает не слишком много поводов для похвал, тем важнее выискивать эти крохи и хвалить. «Именно это мне нравится!» Не забывайте важную вещь: то, что для других является мелочью, может для вашего ребенка быть огромным шагом вперед и реальным достижением. Общий результат тут не очень то и важен. Каждая мелочь должна быть замечена, каждое улучшение, каждый шажок в правильном направлении нужно подчеркивать. Это удается лучше всего, если вы сконцентрируетесь на своем ребенке и его развитии и не будете его сравнивать с другими – особенно с братьями или сестрами!

2|| Остановитесь на хорошем
Как часто мы хвалим детей, повышая самооценку, и потом одним лишним предложением снова все рушим:
«Этот ряд у тебя действительно хорошо получился. Но все остальное – страшные каракули!» «Ты здорово убрался. Обычно у тебя тут как в свинарнике» «Вы оба так здорово играли целых 15 минут вместе. Это надо где-нибудь отметить! Обычно вы деретесь уже через 5 минут» «Ты сегодня быстро и сконцентированно сделал уроки. Ну почему ты не можешь так всегда без лишних напоминаний?!» «В футболе ты настоящий ас. Если б и в школе все выглядело так же здорово» «Ты сегодня вовремя вернулся домой. После всего лишь моего тысячного напоминания!»
Очень легко слетают с губ такие упреки. Очень жаль. После похвалы поставьте точку и при необходимости прикусите себе язык – но остановитесь на хорошем!

3|| Показывайте ребенку ваши хорошие эмоции
Под похвалой мы понимаем обычно предложения со словом «Ты»: «Ты такой смелый!» «Ты молодец!» «Ты мне так помог!» Еще действенней похвала с Я-посланием: «Я очень горжусь тобой!» «Я очень рада!». «Нормальная» похвала показывает ребенку: «Мои родители видят, что я хорошо что либо делаю». А похвала с Я-посланием: «То, что я делаю, очень важно моим родителям. Мое поведение вызывает у них хорошие эмоции. Мы одно целое». Такая похвала создает близость.
Эмоции можно выразить и без слов. Спонтанные объятия, нежный взгляд, улыбка, нежное поглаживание – все это проникает ребенку прямо в сердце и имеет ответное действие: новорожденный улыбается, 2-летний забирается к вам на коленки и обнимает за шею, 4-летка дарит вам поцелуй. Наши дети имеют удивительную способность, различными способами разбудить в нас хорошие эмоции. Позитивный круговорот приходит в движение, особенно если мы готовы его увидеть и показываем свои положительные эмоции.

= Установить семейные правила
Вы уже подумали над правилами, которые особенно важны для вашей семьи? Только если сами знаете чего вы хотите достичь, вы можете установить имеющие смысл правила. Они должны быть ясными и простыми. Тогда ребенок знает заранее, чего вы от него ожидаете. Он знает сам, когда нарушил правило. И вы можете полностью отказаться от «приказов» или запретов.
Эти правила не что-то застывшее. Они могут в каждой семье выглядеть по своему и изменяться в зависимости от возраста ребенка. Обращайте при этом внимание на потребности своего ребенка, как впрочем и на свои собственные.

Сон
* После «сказки на ночь» мама или папа уходят из комнаты. Ты остаешься в своей постели и лежишь тихо в постели.
Еда
* Я определяю, что будет на обед. Ты решаешь будешь ли ты есть и сколько.
* Во время еды мы остаемся сидеть за столом. В это время на нем нет места игрушкам.
Уборка
* Сначала ты убираешь старую игру, потом достаешь новую.
Отношения с окружающими
* Мы относимся ко всем дружелюбно. Бить, отнимать игрушки или бросаться предметами запрещено. Если нам что то мешает, мы можем об этом сказать.
* Мы разговариваем друг с другом дружелюбно, без ругательств и крика.
Телевизор
* Я решаю, как долго ты можешь смотреть телевизор. Мы решаем вместе, что ты можешь смотреть. Тебе разрешено включать телевизор только с моего разрешения.
Безопасность
* Если рядом проезжая часть, ты должен оставаться рядом со мной.
* После школы ты сразу же идешь домой. Если ты покидаешь двор, нужно сначала сообщить мне об этом. Я всегда должна знать где ты находишься.

Эти примеры лишь показывают, как оно должно примерно выглядеть. Назовите ваши правила каким-нибудь именем. Напомните о нем, если ребенок его нарушает. Спрашивайте о них и повторяйте их время от времени. Тем самым иногда предотвращаются многие конфликты и разборки.

(продолжение следует…)