РОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА В УКРАИНЕ: «СТРАНСТВУЮЩИЕ МЕССЕДЖИ» И «ТЕМЫ-КЛЮЧИ»

«Немецкая волна» анализирует основные месседжи, которые Россия пытается убить в наши головы.

Примечание редакции . Предлагаем вашему вниманию материал Deutsche Welle , в котором кратко изложены результаты исследования направленности российской пропаганды и особенностей ее реализации в Украине.

Российская пропаганда в Украине: «странствующие месседжи» и «темы-ключи»

Российская пропаганда активно «проникает» в медиапространство постсоветских стран, но больше всего — в Украине, говорится в исследовании Форума гражданского общества стран «Восточного партнерства».

«Евросоюз разваливается», «реформы в Украине провалились», «благосостояние постсоветских стран связан исключительно с Россией». Это три основных месседжи, которые после озвучивания их в российских средствах массовой информации всего повторялись в медиа шести государств «Восточного партнерства», в частности в Украине. К аудитории каждого государства кремлевская пропаганда подбирала свою особую «тему ключ», через которую продвигала те или иные тезисы. В общем зафиксировали 44 таких месседжи, говорится в результатах исследования контента СМИ стран «Восточного партнерства» и России «Пропаганда, что углубляет пропасть во взаимопонимании». При поддержке ЕС и организаций-партнеров его провел секретариат Форума гражданского общества «Восточного партнерства».

Исследования проводились летом 2016 одновременно в Украине, Грузии, Азербайджане, Армении, Беларуси и Молдове. В фокусе — отслеживание и определение потенциального влияния на местную аудиторию, условно говоря, «путешествующих» пропагандистских нарративов, которые из федеральных каналов России или под влиянием их контента чаще всего попадают в информационное пространство СМИ стран «Восточного партнерства».

Результаты исследования указывают, что больше всего повторяют месседжи российских медиа украинские СМИ — в Украине зафиксировано 46,5% всех подобных случаев в шести государствах «Восточного партнерства». Только потом идут белорусские СМИ, в которых обнаружили почти 17% воспроизведений «бродячих» пропагандистских нарративов. Наименьшее из них исследователи нашли в Азербайджане, Армении и Грузии. «В Грузии и Азербайджане уже несколько лет нет в открытом доступе российских телеканалов. Это повлияло на результат », — убежден Борис Навасардян, представитель международной группы, которая осуществляла исследования.

ЕС под прицелом

По словам Навасардян, наибольшую «мобильность», «Сердечность» между СМИ стран «Восточного партнерства» и России имеют месседжи, касающиеся Евросоюза. В освещении европейской темы доминирует негативная оценка роли ЕС и скептицизм относительно его будущего. В частности, наиболее повторяющиеся тезиса: «Запад стремится расширить свою геополитическую присутствие в Евразии, чтобы ослабить Россию. Евросоюз и США находятся в заговоре против России »,« Евросоюза (Шенгенском соглашении, политике соседства ЕС) наступает конец », а также, что« Россия встает с колен, прогрессирует вопреки санкциям Запада ».

«Сообщение для каждой страны имеют свою специфику. Это позволяет нам говорить, что российская пропаганда в странах «Восточного партнерства» дается дифференцированно. В каждой стране то, что больше всего интересует Россию, выходит на первый план и его чаще всего используют », — отмечает Борис Навасардян. Он отмечает, что нужны российской пропаганде «послания» в Азербайджане подают через проблему размещения войск НАТО в Восточной Европе и странах Балтии, которые угрожают стабильности в регионе. В Армении мишенью российской пропаганды является гражданское общество, которое представляют как «пятую колонну Запада». Через белорусские СМИ навязывают мнение, что безоблачное будущее страны возможно лишь благодаря сотрудничеству с Россией.

В основном эти мысли распространяют через материалы журналистов, сообщения СМИ, комментарии экспертов или местных политиков, указывает Навасардян.

Украина — исключительный случай

«В Украине чаще всего повторяющаяся мысль — то, что реформ в государстве не проводят, а уровень коррупции существенно вырос по сравнению с тем периодом, когда президентом был Виктор Янукович», — говорит Андрей Кулаков, представитель «Интерньюз-Украина» (организации, отслеживала влияние российской пропаганды именно в Украине).

По его словам, на втором месте по применяемость в украинских СМИ был месседж о том, что Украина не нужна Европе и евроинтеграция — это ошибочный выбор Украины. «Однако российский нарратив, что Крым легитимно присоединен к России на основе референдума и проявления воли крымского населения, не был поддержан ни одним из украинских СМИ. Эта тема слишком щекотливая. Украинские СМИ здесь проявляют единодушие », — отмечает Андрей Кулаков.

По словам экспертов, результаты исследования показали, что граждане постсоветских стран получают информацию о проблемах в соседних государствах через «русский пропагандистский фильтр» так, как это выгодно России, поскольку между странами «Восточного партнерства» нет прямого обмена информацией о проблемах внутри этих государств.

Результаты этого исследования уже представлены депутатам Европарламента в Брюсселе.

Источник: Немецкая волна.